Фертауп Е.В.(психолог ЦРЛ "Академия Детства")

Ефременко О.А.(директор ЦРЛ "Академия Детства")

 

 

Основные тезисы: дошкольные образовательные учреждения; общительность, любознательность, отгороженность, фрустрация у детей дошкольного возраста. В современных условиях жизни возрастает социальная и экономическая значимость проблемы качества сопровождения одного из наиболее сенситивных периодов развития ребенка - дошкольного детства.

 

По данным статистики, в настоящее время только 50% детей дошкольного возраста посещают детский сад. Наряду с этим, не каждая семья готова взять на себя образовательные и развивающие функции, в силу недостатка уровня педагогической компетенции, нехватки времени или каких-либо других причин. Сложившаяся ситуация рождает у большинства семей, воспитывающих детей дошкольного возраста дома, потребность в педагогической помощи. Особенно важной такая помощь становится при переходе ребенка к систематическому обучению, при подготовке к школе.

 

В результате этого актуальной становится проблема выбора: посещать детский сад или нет. Ребенок дошкольного возраста в силу возрастных особенностей развития нуждается в наличии защитного окружения (имеется ввиду благоприятная внутрисемейная обстановка), что во многом является ресурсом его психологического развития. Как следствие, посещение детского сада (т.е. длительное пребывание вне семьи, дома) может являться для ребенка стрессогенным фактором, как следствие, могут возникать негативные эффекты типа проблем со здоровьем детей, переутомление, перегрузки, отрицательный жизненный опыт и т.д. В нашей стране учреждения для детей первых шести-семи лет жизни относятся к сфере образования и рассматриваются как первая ступень системы воспитания и образования. Это означает, что в задачу сопровождения детей входят не только и не столько уход, забота и воспитание детей, но и организация обучения. Это обусловлено системой преемственности образования, т.е. дошкольное образование является первой ступенью, школьное - второй.

 

Зачастую, родители, помимо образовательного мотива привода ребенка в детский сад, руководствуются мнением, согласно которому, ребенок, посещающий детский сад, обладает более развитыми коммуникативными навыками, любознательностью, по сравнению с ребенком, не посещающим детский сад, что может способствовать в дальнейшем обучению в школе.

 

Нами, в рамках учреждения дополнительного образования, было проведено исследование, направленное на установление обоснованности данного утверждения. В ходе исследования были использованы данные методики Рене-Жиля, направленные на исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятие внутрисемейных отношений.

 

Полученные процентные показатели коррелировались с помощью статистического критерия Манна-Уитни для оценки различия величин двух выборок, т.е. изначально нами было взято две группы детей (посещающих и не посещающих детский сад), проходивших данную диагностику в 2006 году, и две группы детей, проходивших ее в 2007 году. Всего в исследовании было задействовано 76 детей (2006 год: 20 детей посещающих детский сад и 20 детей не посещающих детский сад; 2007 год: 18 детей посещающих детский сад и 18 - не посещающих детский сад).

Выборки были подобраны при равных условиях:

1. полная семья,

2. наличие не более 2 сиблингов,

3. семьи с различным социальным статусом.

Корреляция проводилась по следующим критериям: общительность, любознательность, фрустрация, отгороженность.

 

Нами было выдвинуто две гипотезы: первая - у детей, посещающих детский сад, и у детей, не посещающих детский сад, не существует статистически достоверных различий по показателям общительности, любознательности; вторая - у посещающих детский сад детей уровень фрустрации и отгороженности выше, чем у детей, не посещающих детский сад.

 

В ходе исследования первая гипотеза подтвердилась полностью, т.е. при корреляции, у детей посещающих детский сад и у детей, не посещающих детский сад, не было выявлено статистически значимых различий по уровню развития общительности и любознательности. Существуют данные, что чаще более компетентными в проблемных жизненных ситуациях являются дети, посещающие детский сад, что связано с адаптацией и жизненным опытом, а также сравнительно частым нахождение в стрессовых ситуациях. Вторая гипотеза подтвердилась частично, то есть, по данным 2006 года уровень фрустрации и отгороженности у детей посещающих детский сад выше, чем у детей, не посещающих детский сад. В то время как по данным 2007 года явных отличий по показателям выявлено не было. В связи с этим, полученные данные требуют дополнительно исследования.

 

Полученные данные демонстрируют необходимость дополнительного исследования в данном направлении для валидиации (уточнения и достоверности) полученных данных. Это, на наш взгляд, обусловлено актуальностью вопросов, связанных с учреждениями дошкольного образования, основными ориентирами которых, в целях развития гармоничной личности, должно являться:

  • удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольного образования;
  • благополучие ребенка в детском саду;
  • сохранение и необходимая коррекция его здоровья;
  • выбор учреждением образовательной программы и ее научно- методическое обеспечение.

 

Данные установки не всегда в полной мере реализуются в учреждениях дополнительного образования. Установлено дифференцированное влияние педагогического качества учреждения на детское развитие.

Любая форма некорректного воздействия со стороны взрослого (педагог, воспитатель, нянечка) способна нарушить, затруднить и даже затормозить развитие, которое у каждого ребенка имеет свой собственный темп и собственную "траекторию".

 

Сравнительный анализ особенностей детей посещающих и не посещающих детский сад